22. Лекарственный
препарат снижает чувствительность рецепторов полукружных каналов и оказывает
противорвотное действие, устраняет головокружение. На какой орган (анализатор)
воздействует этот препарат? Ответ обоснуйте. В каких случаях его рекомендуют принимать?
Приведите два конкретных примера.
Элементы ответа:
22. В 1958 г.
учеными в процессе эксперимента – был установлен полуконсервативный принцип
репликации ДНК. Бактерии выращивались на питательной среде, содержащей
нуклеотиды с тяжёлым изотопом азота 15N. Через несколько поколений
их переводили на питательную среду с изотопами 14N и анализировали
состав молекулы ДНК. Как называется используемый в эксперименте метод? На чём
он основан?
22. Генетики
установили, что ген дальтонизма (неспособность различать красный и зеленый
цвета) проявляется у 7% мужчин и 0,5% женщин. Почему это заболевание чаще
проявляется у мужчин? Какие методы
изучения наследственности человека помогли установить характер наследования и вероятность
проявления этого заболевания в популяции?
22. Почему при
интенсивной физической работе или занятии спортом тело человека разогревается?
Какую роль играет потоотделение в этом случае?
22. В крови
человека есть белки и глюкоза. Почему разовое введение глюкозы непосредственно
в кровь неопасно для организма, а разовое введение большинства белков может
быть опасно?
22. С помощью
какого метода была обнаружена хорошо развитая шероховатая эндоплазматическая
сеть в клетках поджелудочной железы? Объясните, с чем связано такое развитие
эндоплазматической сети в клетках этого органа.
23. Какие структуры
глаза человека обозначены ни рисунке цифрами 1,2,3? Какие функции они
выполняют?
23. На рисунке
изображены череп, скелет передней конечности и реконструкция вымершего
животного, обитавшего 282 – 260 млн лет назад.
Используя
фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и в каком
периоде обитал данный организм.
Это
животное имеет признаки двух классов. Назовите эти классы. Какие черты строения
скелета и реконструкции животного позволяют отнести его к этим классам?
Геохронологическая
таблица
Эры
|
Периоды
|
|
Название и продолжительность,
млн лет
|
Возраст (от начала эры),
млн лет |
Название и продолжительность,
млн лет |
Кайнозойская,
66
|
66
|
Четвертичный,
2,6
|
Неоген, 20,5
|
||
Палеоген, 43
|
||
Мезозойская,
186
|
252
|
Меловой, 79
|
Юрский, 56
|
||
Триасовый, 51
|
||
Палеозойская, 289
|
Пермский, 47
|
|
Каменноугольный, 60
|
||
Девонский,
60
|
||
Силурийский,
25
|
||
Ордовикский,
41
|
||
Кембрийский,
56
|
23. На рисунке
изображен этап эмбрионального развития млекопитающего. Определите структуры,
обозначенные цифрами 1, 2, 3, и укажите их значение.
23. На рисунке
показаны схемы внутреннего строения семени томата (А) и семени тыквы (Б) в двух
ракурсах. Назовите элементы строения семени томата, обозначенные цифрами 1, 2,
3. Сравните строение семян томата и
тыквы: определите их сходства и различие. В каких структурах этих семян накапливаются
питательные вещества?
23. Какой процесс,
происходящий у животных, отображен на схеме? Ответ обоснуйте. Назовите период,
обозначенный цифрой III, и тип деления, приводящий к образованию клеток в этом
периоде. Каково биологическое значение этого типа деления? Укажите два
значения.
23. Определите тип
и фазу деления изображённой на рисунке клетки, если исходная клетка была
диплоидной
24. Найдите три
ошибки и прицеленном тексте «Строение листа». Укажите номера предложении, в
которых они сделаны, исправьте их
(1)Различают
простые и сложные листья. (2)На одном черешке сложного листа, в отличие от
простого, находится несколько листовых пластинок. (3)Лист снаружи покрыт
кожицей – механической тканью, защищающей его от повреждений и высыхания.
(4)Кожица представляет собой слой плотно прилегающих клеток. (5)В кожице
имеются устьица, которые обеспечивают газообмен и транспирацию. (6)У
большинства наземных растений устьица в основном расположены на верхней стороне
листа. (7)Под кожицей листа расположены зелёные клетки образовательной ткани, в
которой протекает фотосинтез.
24. Найдите три
ошибки в приведённом тексте «Закономерности генетики». Укажите номера
предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)
Объектом, с которым работал Т. Морган, была плодовая мушка дрозофила.(2) Эксперименты
показали, что гены, находящиеся в одной хромосоме, наследуются сцепленно и
составляют группу сцепления. (3) Среди гибридов второго поколения может
находиться определенное число особей
с перекомбинированными признаками. (4) Гаметы с перекомбинированными генами образуются за счет спирализации гомологичных хромосом. (5) Этот процесс осуществляется в метафазе I мейоза. (6) Чем ближе друг к другу расположены гены в хромосоме, тем чаще будет нарушаться их сцепление. (7) Явление неполного сцепления генов легло в основу построения генетических карт.
с перекомбинированными признаками. (4) Гаметы с перекомбинированными генами образуются за счет спирализации гомологичных хромосом. (5) Этот процесс осуществляется в метафазе I мейоза. (6) Чем ближе друг к другу расположены гены в хромосоме, тем чаще будет нарушаться их сцепление. (7) Явление неполного сцепления генов легло в основу построения генетических карт.
24. Найдите три
ошибки в приведённом тексте «Ферменты». Укажите номера предложений, в которых
сделаны ошибки, исправьте их.
(1)
Ферменты выступают в роли катализаторов практически во всех биохимических
реакциях, протекающих в живых системах.
(2) Большинство ферментов являются полисахаридами. (3) Один фермент может
ускорять разные типы биохимических реакций. (4) Ферменты становятся активными и
ускоряют реакции в строго определённых условиях. (5) В конце биохимических
реакций ферменты превращаются в другие вещества. (6) У ферментов имеется
активный центр, в котором идут непосредственно реакции. (7) Эффективность
работы ферментов в клетках значительно выше
эффективности неорганических катализаторов в промышленном производстве веществ.
эффективности неорганических катализаторов в промышленном производстве веществ.
24. Найдите три
ошибки в приведенном тексте «Особенности земноводных». Укажите номера
предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
(1)
В процессе эволюции в кровеносной системе земноводных произошли крупные изменения
в связи с выходом на сушу. (2) У взрослых особей лягушек и их личинок на всех
стадиях трёхкамерное сердце. (3) Головастик развивается из яйца, покрытого
плотной кожистой оболочкой, защищающей от высыхания вне водной среды. (4) В
связи с выходом на сушу у
земноводных появились грудина, рёбра, сформировалась грудная клетка, в которой располагаются легкие. (5) Кислород поступает в организм взрослых лягушек через влажную кожу и легкие. (6) Жизнь земноводных в значительной степени зависит от температуры и влажности окружающей среды. (7) К земноводным относят зеленую жабу, гребенчатого тритона, травяную лягушку.
земноводных появились грудина, рёбра, сформировалась грудная клетка, в которой располагаются легкие. (5) Кислород поступает в организм взрослых лягушек через влажную кожу и легкие. (6) Жизнь земноводных в значительной степени зависит от температуры и влажности окружающей среды. (7) К земноводным относят зеленую жабу, гребенчатого тритона, травяную лягушку.
24. Найдите три ошибки и приведённом тексте
«Пищеварение в организме человека». Укажите номера предложений, в которых
сделаны ошибки, исправьте их.
(1)В
организме человека под влиянием пищеварительных соков происходят процессы
переваривания пищи. (2)Основная роль в этих процессах принадлежит ферментам.
(3)В слюне содержатся ферменты, расщепляющие глюкозу. (4)Фермент желудочного
сока пепсин расщепляет белки. (5)Поджелудочная железа вырабатывает желчь и
пищеварительные ферменты. (6)Желчь расщепляет жиры до глицерина и жирных
кислот. (7)Образование желчи в клетках печени идет непрерывно, в отсутствии
процесса пищеварения она накапливается в желчном пузыре.
25. Где расположен
центр безусловно-рефлекторной регуляции отделения сока поджелудочной железы?
Какова роль этого сока в пищеварении? Какую еще функцию выполняет поджелудочная
железа, и в чем она заключается?
25. Грибы были
выделены из царства растений в самостоятельное царство органического мира.
Приведите четыре обоснования этому, сравнив грибы с растениями.
Элементы ответа:
25. Почему пищу
следует тщательно пережёвывать? Какие рефлексы обеспечивают слюноотделение и
при каких условиях?
25. Какие
физиологические особенности обусловливают непостоянную температуру тела лягушки?
Ответ обоснуйте с точки зрения особенностей кровеносной, дыхательной систем и
покрова тела.
25. При всей
кажущейся схожести скелеты взрослых мужчины и женщины различаются. Объясните,
какие различия имеют скелеты мужчины и женщины и с чем они связаны.
26. Какие
прогрессивные признаки сформировались в генеративных органах и половом
размножении покрытосеменных растений в процессе эволюции? Приведите не менее
четырех признаков, обоснуйте их значение.
26. В практике
сельского хозяйства широко используются инсектициды – химические вещества для
борьбы с насекомыми – вредителями. Объясните, как и почему изменяется в этом
случае первичная продуктивность агроценоза. Как изменяется видовое разнообразие
животных, обитающих в нем? Ответ обоснуйте.
26. Объясните,
почему переход человека от охоты и собирательства к земледельческой и
скотоводческой деятельности привёл к сокращению и исчезновению природных
экосистем. Объясните, почему эта деятельность способствовала росту населения.
26. При каких
условиях генетически разнообразная популяция организмов может со временем
образовать два вида? Укажите возможные причины разделения популяции с образованием
двух видов. Ответ поясните.
26. В 1859 г. в
Австралию из Европы завезли кроликов, которые стали быстро размножаться.
Объясните, почему численность кроликов в новых условиях быстро увеличилась. Укажите
не менее четырёх причин.
26. Лесные
биоценозы имеют хорошо выраженную надземную ярусность. Укажите не менее трех
значений ярусности в биоценозе.
27. Для
соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите
хромосомный набор (n)
и число молекул ДНК (с) в клетке непосредственно перед мейозом I и в профазе II
мейоза. Объясните результаты в каждом случае.
27. Какой
хромосомный набор характерен для клеток зародышевого корешка и эндосперма
семени пшеницы? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого
деления они образуются.
27. Фрагмент начала
гена имеет следующую последовательность нуклеотидов:
АТТАЦТГГЦГТАТАТАГГТА
Ген
содержит информативную и неинформативную части для трансляции. Информативная
часть гена начинается с триплета, кодирующего аминокислоту Мет. С какого
нуклеотида начинается информативная часть гена? Определите последовательность
аминокислот во фрагменте полипептидной цепи. Ответ поясните. Для выполнения
задания используйте таблицу генетического кода.
Генетический код (иРНК)
Правила пользования
таблицей:
Первый нуклеотид в триплете
берется из левого вертикального ряда; второй – из верхнего горизонтального ряда
и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от
всех трех нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.
27. Исходный
фрагмент молекулы ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов:
ЦТТТАГГТГАЦГТЦГ
В
результате мутации – замены одного нуклеотида в ДНК, третья аминокислота во
фрагменте полипептида заменилась на аминокислоту Лей. Определите аминокислоту, которая кодировалась до мутации.
Какие изменения произошли в ДНК, иРНК в результате замены одного нуклеотида? Благодаря
какому свойству генетического кода не
любая точечная мутация в ДНК приводит к изменению аминокислоты в кодируемом
белке? Ответ поясните. Для выполнения задания используйте таблицу генетического
кода.
Генетический код (иРНК)
Правила пользования
таблицей:
Первый нуклеотид в триплете
берется из левого вертикального ряда; второй – из верхнего горизонтального ряда
и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от
всех трех нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.
27. Фрагмент
молекулы ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов:
ЦГЦЦЦГАТАЦТАГАЦ
В
результате мутации – замены одного нуклеотида в ДНК вторая аминокислота во
фрагменте полипептида заменилась на аминокислоту Ала. Определите аминокислоту, которая кодировалась до мутации.
Какие изменения произошли в ДНК, иРНК в результате замены одного нуклеотида? Благодаря
какому свойству генетического кода одна и та же аминокислота у разных
организмов кодируется одним и тем же триплетом? Ответ поясните. Для выполнения
задания используйте таблицу генетического кода
27. Какой
хромосомный набор характерен для клеток зоны деления корня и макроспоры семязачатка
цветкового растения, из которой развивается восьмиядерный зародышевый мешок?
Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются
эти клетки
28. У дрозофилы
гетерогаметным полом является мужской пол.
При скрещивании
самки дрозофилы с нормальными крыльями, серым телом и самца с загнутыми
крыльями, жёлтым телом все гибридное потомство было единообразным по форме
крыльев и окраске тела. При скрещивании самки дрозофилы с загнутыми крыльями,
жёлтым телом и самца с нормальными крыльями, серым телом в потомстве получились
самки с нормальными крыльями, серым телом и самцы с нормальными крыльями,
жёлтым телом. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских
особей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях, пол потомства в
каждом скрещивании. Объясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.
28. Гены признаков
окраски шерсти и длины хвоста не сцеплены. Длина хвоста у мышей контролируется
геном, который в гомозиготном рецессивном (b) состоянии вызывает гибель мышей
на эмбриональной стадии развития, хвосту
мышей может быть нормальной длины или укороченный.
Скрестили
дигетерозиготную самку мыши с черной окраской шерсти, укороченным хвостом и
гомозиготного самца с чёрной окраской шерсти, укороченным хвостом и получили
потомство. Во втором скрещивании другой самки мыши с чёрной окраской шерсти,
укороченным хвостом и родительским самцом из первого скрещивания в потомстве
получилось расщепление по генотипу в отношении 2:1. Составьте схемы
скрещиваний. Определите все возможные генотипы родителей, генотипы и фенотипы возможного
потомства и их соотношение по генотипу в двух скрещиваниях. Объясните
полученное фенотипическое расщепление в двух скрещиваниях.
28.
При скрещивании растения кукурузы с зелеными проростками, блестящими листьями и
растения с желтыми проростками, матовыми листьями все потомство получилось с
зелеными проростками, матовыми листьями. В анализирующем скрещивании гибридного
потомства получилось четыре разные фенотипические группы в количестве: 153, 156,
52, 54. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских особей,
генотипы и фенотипы потомства каждой
группы в двух скрещиваниях и численность каждой группы во втором
скрещивании. Объясните формирование четырех фенотипических групп в анализирующем
скрещивании
28. У птиц гетерогаметным полом является женский пол. При скрещивании курицы с гладкими перьями, чёрным оперением и петуха с шелковистыми перьями, рябым оперением в потомстве получились самцы с гладкими перьями, чёрным оперением и самки с гладкими перьями, рябым оперением. При скрещивании курицы с шелковистыми перьями, рябым оперением и петуха с гладкими перьями, черным оперением всё гибридное потомство было единообразным по структуре перьев и окраске оперения. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы, пол потомства в двух скрещиваниях. Объясните фенотипическое расщепление в первом скрещивании.
Схема
решения задачи включает
28. Право- или
леворукость и группа крови контролируются аутосомными несцепленными генами,
группы крови определяются аллелями IА , IВ, i0.
В семье, где мать
правша (А) и имеет третью группу крови, а отец – левша и имеет первую группу
крови, родился ребенок левша. Составьте схему решения задачи. Определите все возможные
генотипы родителей, генотипы и фенотипы возможного потомства. Какова вероятность рождения в этой
семье детей, фенотипически сходных по указанным признакам с матерью?
Мое свидетельство Всем привет. Я здесь, чтобы засвидетельствовать, как я получил ссуду от г-на Бенджамина после того, как несколько раз обращался за помощью к различным кредиторам, которые обещали помочь, но так и не дали мне ссуду. Пока мой друг не представил меня г-ну Бенджамину Ли, он пообещал помочь мне, и он действительно сделал, как обещал, без каких-либо задержек. Я никогда не думал, что есть еще надежные кредиторы, пока не встретил г-на Бенджамина Ли, который действительно помог с кредит и изменил мою веру. Я не знаю, нужна ли вам настоящая и срочная ссуда. Не стесняйтесь обращаться к г-ну Бенджамину через WhatsApp + 1-989-394-3740 и его электронную почту: 247officedept@gmail.com, спасибо.
ОтветитьУдалить«Я ухватился за возможность приобрести недвижимость в аренду на 4-е число выходных. Г-н Ли быстро ответил, и, поскольку я впервые получил ссуду на покупку арендуемой собственности, он смог помочь мне пройти через процесс ссуды. Это был отличный опыт работы с хорошим и любезным кредитором г-ном Ли. Я надеюсь, что очень хорошо знаю, если вы не ищете ссуду для покупки недвижимости или финансирования бизнеса, тогда г-н Ли сможет помочь вам в этом процессе, здесь его данные WhatsApp + 1-989-394-3740. /
ОтветитьУдалить247officedept@gmail.com